book

Homo Sapiens Almas

Экспедиция в Монголию, 1976 г.

 

Профессор доктор Поршнев поддерживал дружеские отношения с монгольским академиком доктором Бьямбой Ринченом, исследовавшим вопрос о «диком человеке», которого в Монголии называют алмас. Однажды
наши активисты Смолинского семинара по гоминоидам встретились с этим выдающимся ученым в Москве. Он поделился с нами информацией об исследованиях, проводимых в его стране, и пригласил нас присоединиться.

Охотник

Одна история, в частности, привлекла наш интерес. Это была история изучения черепа алмаса. В 1952-1953 годах охотник обнаружил в горах Алмасын Улан-Уул (Красные горы Алмаса) труп алмаса. Он сообщил об этом в Монгольскую академию наук, но ответа не получил. Только спустя десятилетие, в 1963 году, энтузиаст-исследователь Дамдин прибыл на место. К тому времени там остались только череп (да и тот без нижней челюсти) и немного волос. Доктор Ринчен обратился к руководству Советской Академии, надеясь привлечь внимание к этому черепу известного антрополога доктора Михаила Герасимова, который занимался восстановлением внешнего облика по черепу. Однако тот не ответил. Затем

череп алмаса

польский антрополог доктор Венчислав Плавинский согласился осмотреть череп, и доктор Ринчен отправил его в Варшаву. Д-р В. Плавинский создал
скульптурный портрет алмаса, используя этот череп. Но только через пять лет доктор Ринчен смог получить скульптуру и сам череп (видимо, потому, что он тогда был в немилости у руководителей Советской Академии. Более того, череп был разбит на мелкие кусочки и фактически утрачен... Во всяком случае, академик доктор Ринчен, на основании этого исследования, подал
заявку на признание homo sapiens almas как уникального вида. Но признания не состоялось...

алмас

Статья, посвященная этой теме, была позже опубликована в американском приключенческом журнале «Аргоси» Одеттой Чернин под названием «Сообщение из- за железного занавеса» в феврале 1971 года. А не так давно была обнародована переписка между Ринченом и доктором Бернаром Эйвельмансом по этому вопросу, и это пролило свет на историю изучения темы. Мы переписывались по этому вопросу с доктором Тьяллингом Халбертсмой из Нидерландов, который работал в Монголии в период с 1999 по 2006 год в качестве советника премьер-министра, потом президента Монголии, а затем в качестве сотрудника посольства Нидерландов. Он был автором некоторых публикаций, касающихся homo sapiense almas и добавил некоторые подробности об этом деле. Тем не менее, в нём еще есть аспекты, которые остаются неясными.
В начале 1970-х годов русский врач Михаил Шастин, вернувшийся с работы

Аомас

Рисунок Лидии Бурцевой по рассказу
М. Шастина


в Монголии, представил участникам Смолинского семинара по гоминоидам один рассказ очевидца. Это свидетельство занимает особое место среди остальных отчетов о гоминоидах. В 1960-х годах учитель в Монголии, как и
Альберт Остман в 1924 году в Британской Колумбии, в Канаде, был захвачен алмасами и содержался в пещере около двух недель, охраняемый двумя женщинами-алмасами. Ему удалось убежать, когда они потеряли к нему интерес. Позже известный российский археолог, академик Алексей Окладников, посетил одну из моих лекций по гоминоидам в Московском университете. В то время он возглавлял крупную Советско-Монгольскую историко-культурную (археологическую и этнографическую) экспедицию в Монголии. После этой лекции моя жена Александра и я пригласили его в нашу квартиру, чтобы посмотреть коекакой

бурцев

С академиком Ринченом в Москве: Д. Баянов,

Ж.И. Кофман, И. Бурцев, А. Бурцева. 1970-е

материал о гоминоидах. Это частная встреча продолжилась до трёх часов утра. Мы показали ему фильм Паттерсона-Гимлина и другие материалы по вопросу, и упомянули приглашение в Монголию академиком доктором Ринченом. Фильм и наши разговоры о монгольских алмасах так впечатлили академика Окладникова, что он сразу решил организовать небольшую группу в составе экспедиции по сбору данных об алмасах, и назначил меня её руководителем. Таким образом, я совершил поездку по сбору фактов в Монголию в 1976 году. Я узнал, что в то время монгольский премьер-министр Майдар был очень заинтересован в проблеме алмасов и даже посвятил ей главу в своей книге о Монголии. В Улан-Баторе я встретился с академиком Ринченом. Но его преклонный возраст не позволял ему участвовать в полевых работах. (К нашей печали он скончался в следующем году, 1977). Там же я встречался с руководством Института

дамдин

Монгольский исследователь
Дамдин

истории, и в этом институте увидел бюст алмаса работы В.Плавинского и сфотографировал его. Я повстречался там и с Дамдином, очень активным полевым исследователем того времени, который собрал множество свидетельств очевидцев и даже написал книгу о своих выводах, которую он надеялся опубликовать в России. Перед моей поездкой у меня была копия его рукописи, но на монгольском языке. С помощью переводчика я узнал из его рукописи о нескольких важных сообщениях и смог встретиться в ходе экспедиции с некоторыми очевидцами, упомянутыми в его книге.
Таким образом, в сопровождении двух монгольских коллег, а также проводника и водителя, я путешествовал по горам в Ховде и Баян-Ульгие, западных районах Монголии, в основном на российском джипе, а иногда и на лошадях или верблюдах. Мы спали в юртах – жилищах местных кочевников из войлочной ткани. Было собрано несколько новых свидетельств очевидцев. Для подробного описания этой поездки

Бурцев

потребовался бы большой письменный отчет. Я хотел бы только отметить здесь, что условия для полевых работ там были не слишком легкими. Местность была суровая, с очень сильными холодными ветрами, но фауна была богатой, особенно на сурков, так что там было достаточно пищи для алмасов. К сожалению, вскоре после той экспедиции скончались академики Окладников и Ринчен, и никто из других учёных не заинтересовался алмасами. Поэтому наша деятельность в этом направлении прекратилась...
Несколько позже, через пару лет после меня, Монголию посетила британский антрополог Майра Шекли, которая опубликовала книгу о своих находках там. Она пришла к выводу о возможном существовании до наших дней неандертальцев в Монголии, поддерживая, таким образом, гипотезу профессора Поршнева. Мы сДмитрием Баяновым встретились с Майрой Шекли в Москве в 1980 году. Я поделился с ней некоторыми своими исследовательскими материалами, и, насколько я понял, она использовала коечто в своих публикациях.